Среда, 04.08.2021, 00:20Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Календарь новостей

«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Март » 28 » АРКТИКА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ
АРКТИКА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ
08:52
Московские новости, Москва
4 апреля в правительстве будет обсуждаться программа освоения шельфовых месторождений нефти и таза до 2030 года - проекта, важного для будущего страны.
Национальный приоритет
Большая часть крупных месторождений углеводородов на суше уже открыта. Добыча нефти постепенно перемещается на морской шельф. По данным министерства энергетики США, на арктическом шельфе запасы газа и нефти составляют 22% от всемирных. Российская часть арктического шельфа, по оценкам экспертов, может содержать до 80% потенциальных углеводородных запасов страны. Пока же на шельф приходится лишь несколько процентов российской нефтедобычи. Освоение этих запасов - одна из приоритетных национальных задач, и правительство посвятило ей отдельную программу.
Сегодня программа предусматривает допуск к разведке и освоению российских шельфовых месторождений только компаний, контроль над которыми находится в руках государства. Сейчас добыча нефти на шельфе осуществляется в рамках ряда проектов. Это "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на шельфе Охотского моря с участием "Роснефти" и "Газпрома", проект "Газпрома" на Приразломном месторождении в Печорском море, где добыча начнется в нынешнем году. 20-летний опыт работ госкомпаний, в том числе с иностранными партнерами, довольно успешный, в отличие, скажем, от опыта "Лукойла" на Каспии.
Однако недавно Минприроды разработало новую программу, предусматривающую доступ к разведке и разработке шельфа широкого круга инвесторов. Споры по поводу этой концепции уже начались - ее, похоже, не одобряет Минэнерго. Теперь правительству предстоит решить, каковы все-таки должны быть правила игры.
На первый взгляд, вопрос ясен. Больше участников рынка - сильнее конкуренция - выше доход от лицензий и короче сроки работ. Однако на шельфе все не так просто. Деньги и риски
Полностью программа освоения шельфа, по оценкам Минэнерго, потребует инвестиций в 500 миллиардов долларов. Это огромные деньги, у российских компаний таких попросту нет. Плюс - пока нет технологий. А значит, освоение шельфа неминуемо пойдет с привлечением иностранных партнеров. Пусть так, на Западе и технологии наработали, и деньги дешевле. Но вот вопрос: что делать, если российская компания не сможет выполнить своих обязательств? Программа разработки шельфа рассчитана почти на двадцать лет, за это время может случиться что угодно: смена собственников, разорение компании. Заморозить разработку шельфа и сорвать проект национального масштаба? Если речь идет о госкомпании, государство на правах основного собственника может помочь и спасти ситуацию. А на каком основании помогать за счет средств налогоплательщиков частной компании? Или национализировать ее, вновь попавшись на старую удочку: "прибыль получают частные акционеры, а убытки берет на себя государство"?
Второй вопрос - экологическая безопасность, особенно при работе на воде. Недавний разлив нефти в Мексиканском заливе привел к экологической катастрофе на побережье США. Но ведь подобные случаи, пусть и меньшего масштаба, не редкость.
Как лучше контролировать соблюдение технологий, сроки работ, экологию - все то, что должно быть четко оговорено в лицензии? Несколько десятков обладателей лицензий - это армия контролеров и почти неизбежный риск коррупции. Что делать? Требовать присутствия в советах директоров частных компаний представителей государства? На каком основании? За нарушения сурово карать - штрафами, отзывом лицензий. Не останутся ли тогда на плаву лишь те же госкомпании? На сегодня к "Газпрому" и "Роснефти" предъявить претензии по этим поводам нельзя - все лицензионные обязательства они выполняют в срок. О других это не всегда скажешь.
Время результата
Видимо, поэтому критика позиции о допуске на шельф лишь компаний, подконтрольных государству, пока выглядит как декларативные заявления. Причем не только со стороны чиновников Минприроды, но и со стороны частных компаний-конкурентов.
Например, недавно, выбрав для этого Financial Times, глава "Лукойла" Вагит Алекперов посетовал, что "политика, при которой правами на добычу сырья с шельфа в Арктике обладают лишь две государственные компании - "Газпром" и "Роснефть" - не принесла позитивных результатов". И заявил: "Очень странно, что иностранные компании могут заниматься разработкой шельфовых месторождений, а российские нет". Вряд ли глава "Лукойла" не знает, что западные компании не являются обладателями лицензий, а лишь привлекаются российскими партнерами для совместной разработки месторождений на шельфе. При этом внедряется лучший зарубежный опыт и передовые технологии, которых нет у российских компаний - тот же "Лукойл", работая на мелководных проектах, не обладает должными технологиями и опытом работ в арктических условиях. Поэтому критика Алекперова в адрес госкомпаний весьма странна.
Что касается результатов - их, если понимать под результатами бьющий из скважины фонтан, попросту и не могло быть. Освоение нефтегазовых месторождений в условиях суши занимает от пяти до десяти лет. Опыт освоения морских месторождений и анализ фактического развития российского сектора Арктики и других регионов с суровым климатом показывает, что от открытия шельфового месторождения до начала его разработки обычно проходит от 10 до 20 лет. Так, геологи одного из старейших российских предприятий нефтегазовой отрасли, "Сахалинморнефтегаза" (сейчас - дочернее предприятие "Роснефти" - ООО "РН-Сахалинморнефтегаз") в 1975 году начали разведку месторождений сахалинского шельфа, открыв в дальнейшем все месторождения действующих шельфовых проектов Сахалина. А первая в России разработка месторождений шельфа была начата "Сахалинморнефтегазом" в 1998 году. В этом же контексте можно отметить и Приразломное месторождение в Печорском море, где "Газпром" установил ледостойкую стационарную платформу "Приразломная", с которой в 2012 году начинается бурение эксплуатационных скважин и разработка месторождения.
Думать на берегу
Все сказанное, естественно, не означает, что развивать конкуренцию не нужно. Но когда речь идет о стратегическом проекте по "разделу" основного богатства страны, нужно трижды подумать, иначе опять получим что- то типа приватизации образца 90-х.
Вопрос допуска или недопуска частных компаний к освоению шельфовых месторождений следует перевести из декларативных заявлений под флагом реформ и инновационного развития в плоскость чисто практическую. Просто подсчитать, сколько будет стоить государству надзор за большим числом более независимых участников рынка. Тот же "Лукойл", у которого часть капитала в руках иностранцев, особо не проконтролируешь. Способно ли государство это делать эффективно? Какова вероятность сбоев и техногенных катастроф и как она связана с количеством участников проекта и возможностью качественного надзора? Во сколько каждый из вариантов обойдется бюджету? Какова стоимость привлечения западного финансирования для государственных и частных российских компаний?
А потом взвесить: на одной чаше весов - "принципы равной конкуренции", на другой - интересы государства и будущее страны. Как распределять национальные богатства - в интересах граждан или анонимных кипрских акционеров? Борьба за арктический пирог только начинается.
***
Прикладная шельфология
"Роснефть" для реализации проекта освоения арктического шельфа решила создать собственный "Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок".
Его задача - создание уникальных технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфовых месторождений. По технологическим причинам это гораздо дороже, чем добыча углеводородов на суше. С учетом ограниченного пространства на добывающих платформах особое значение приобретает компактность и технологичность оборудования. Из-за этого стоимость технических средств для геологоразведки и обустройства шельфовых месторождений существенно выше, чем на суше. Еще дороже это может быть в Арктике - в условиях низких температур для обеспечения промышленной и экологической безопасности предъявляются более высокие требования к надежности и стойкости оборудования. Мало того, что в стране такого оборудования пока нет - специально отработанных для условий российского арктического шельфа технологий нет нигде в мире. Новый научно-проектный центр таким образом становится площадкой для разработок, которые впоследствии смогут быть применены и ведущими зарубежными нефтяниками.
Просмотров: 1031 | Добавил: geo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2021 | Сайт управляется системой uCoz